Главная » Без рубрики » Пешеходы будут возмещать водителю ущерб от ДТП

Пешеходы будут возмещать водителю ущерб от ДТП

 

Пешеход, ставший  виновником ДТП, обязан компенсировать ущерб водителю, – такое решение вынес Верховный Суд Украины.

 

И, конечно же, пестрые заголовки  не оставили никого безразличным.

Давайте разбираться. Итак. 

 

Что вообще произошло?

 

Нового — ничего.

Эта ответственность давно прописана в Гражданском кодексе Украины, просто практически применялась крайне редко.

Так, «лицо, осуществляющее деятельность и являясь источником повышенной опасности, отвечает за причиненный ущерб, если оно не докажет что ущерб был причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего».

Это прописано в статье 1187 ГК Украины.

 

Соответственно, если пешеход нарушил правила дорожного движения таким образом, что водитель не мог физически затормозить и сбил его, то водитель не виновен.

При условии, если он это докажет, конечно.  Собственно, это и есть причина, которая  усложняла применение этой нормы на практике.

Суд всегда делал акцент на то, что именно водитель  является источником повышенной опасности.

Таким образом, невиновный водитель платил виновному пешеходу.

 

Теперь эта ответственность возложена и на  пешехода.

Принимая такое решение,  Верховный Суд опирался на статью 1166 ГК, регулирующую общие основания ответственности за нанесенный материальный ущерб.

Теперь  у автомобилистов появилось  право и возможность требовать возмещения ущерба от нарушителя ПДД, в том числе и от пешехода, который тоже является участником дорожного движения.

Страховые компании, кстати,  тоже получили возможность взыскивать суммы с пешехода-виновника в качестве страхового возмещения.

 

К чему такие перемены?

 

По мнению правоведов, такое решение обещает снижение количества ДТП по вине пешеходов.

Дело в том, что будущие водители проходят теоретический курс в автошколах и практику.

Потому, садясь за руль, каждый водитель уже понимает габариты автомобиля и учитывает тормозной путь на разных скоростях и при разных погодных условиях. И это как минимум.

Пешеход же такими знаниями и навыками может не владеть.

Свой максимум теоретической  базы  не водители получают в школах на уроках ОБЖД, изучая  лишь 4-й пункт ППД.

 

Таким образом, пользуясь только правилом приоритетности пешехода,  далеко не каждый всерьез относиться к переходу проезжей части.

Тем более, далеко не каждый пешеход помнит, например, по правой или левой стороне проезжей части он обязан двигаться вне населенного пункта, и когда необходимо использовать светоотражающие элементы одежды.

 

Но пешеходы являются такими же полноправными участниками дорожного движения, как и водители автотранспорта или велосипедисты.

И согласно Правилам дорожного движения, имеют не только права, но и обязанности.

 

Например, Пункт 4.10 ПДД гласит, что перед выходом на проезжую часть пешеходы обязаны убедиться в отсутствии приближающегося транспорта.

Пункт 4.13 ПДД прямо запрещает пешеходам выходить на дорогу, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения;

внезапно выходить или выбегать на пешеходный переход;

допускать самостоятельный, без присмотра взрослых, выход детей дошкольного возраста на проезжую часть.

 

Это если о правилах.

 

А что гласит закон?

 

Для этого копнём в статью 127 Административного кодекса Украины, где  оговаривается ответственность за действия пешеходов, велосипедистов, погонщиков животных. 

 

Так,  переход проезжей части в неустановленных местах или непосредственно перед транспортными средствами, которые приближаются, влечет  за собой предупреждение или наложение штрафа в размере трех необлагаемых минимумов доходов граждан — 51 гривна.

Это если пешеход был трезв.

В состоянии опьянения штраф возрастает до 136 грн, при условии, что все закончилось хорошо для пешеходы и других участников дорожного движения.

Создание пешеходом аварийной обстановки  влечет за собой наложение штрафа в размере 170 грн (десяти необлагаемых минимумов доходов граждан) или общественные работы на срок от двадцати до сорока часов.

 

Не смотря на столь незначительные суммы, по данным пресс-службы Национальной полиции Украины на протяжение прошлого года  за совершение административных правонарушений по статье 127 было собрано штрафов на общую сумму более одного миллиона (!) гривен.

Для сравнения – в 2017 году таких штрафов было на сумму почти 873 тысячи грн, в 2016 – менее 300 тысяч грн.

 

По данным патрульной полиции, за 10 месяцев 2019 года в Украине по вине пешеходов произошло 579 ДТП с пострадавшими, погибло 83 человека , травмировано 533 человека.

Этих жертв можно было бы избежать при соблюдении пешеходами ПДД.

 

Перебегая дорогу в неположенном месте, пешеход создает аварийную обстановку.

Водитель же, во избежание аварии, может свернуть на другую полосу или выехать на встречную, что повлечет за собой  материальной ущерб, и возможно, унесёт жизни других людей.

И в таком случае, пешеход хуже любого средства повышенного риска из-за неожиданности его маневра.

 

По словам инспекторов патрульной полиции, в разы больше случаев, когда внезапно выбежавший на дорогу пешеход не пострадал, но водитель, избегая наезда на него, врезался в другой автомобиль или ограждение.

Теперь же доказать вину пешехода хоть и сложно, но более реально, как и получить возмещение материального ущерба.

 

Чего боятся те, кто «против»

 

Не смотря на всю справедливость решения Верховного Суда, мнения граждан разделись.

Более всего люди опасаются, что это повлечет за собой перекладывания ответственности. Но юристы утверждают, что даже после решения Суда будет не просто привлечь виновного пешехода к материальной ответственности за поврежденный автомобиль.

Для этого нужны весомые доказательства, например видеозапись  с регистратора или с видеокамеры, установленной на столбе или здании.

Также помогут  экспертизы, но они могут длиться годами и обойдутся недешево.

 

Посему, как и ранее,  привлечь пешехода к ответственности будет не так уж легко.

Зато информация о том, что, попав под колеса, можно еще и заплатить за ремонт наехавшего на вас автомобиля, распространится быстро и станет дополнительным стимулом «посмотреть налево, потом направо», прежде чем переходить улицу.