Главная » Блог » Пешеходы будут возмещать водителю ущерб от ДТП

Пешеходы будут возмещать водителю ущерб от ДТП

Пешеходный переход

Пешеход, ставший  виновником ДТП, обязан компенсировать ущерб водителю, – такое решение вынес Верховный Суд Украины.И, конечно же, пестрые заголовки  не оставили никого безразличным.

Давайте разбираться

Что вообще произошло? Нового — ничего. Эта ответственность давно есть в Гражданском кодексе Украины, но применялась крайне редко.

Так, «лицо, осуществляющее деятельность и являясь источником повышенной опасности, отвечает за причиненный ущерб, если оно не докажет что ущерб был причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего». Это прописано в статье 1187 ГК Украины.

Соответственно, если пешеход нарушил ПДД таким образом, что водитель не смог избежать столкновения, то водитель не виновен. Конечно, если он это докажет. Собственно, это и есть причина, усложняющая применение этой нормы на практике.

Суд всегда опирался на то, что именно водитель является источником повышенной опасности. Таким образом, невиновный водитель платил виновному пешеходу. Теперь эта ответственность возложена и на пешехода.

Принимая такое решение, Верховный Суд опирался на статью 1166 ГК, регулирующую общие основания ответственности за нанесенный ущерб.

Теперь  у автомобилистов появилось  право и возможность требовать возмещения ущерба от нарушителя ПДД. В том числе и от пешехода, который тоже является участником дорожного движения.

К чему такие перемены?

По мнению правоведов, такое решение обещает снижение количества ДТП по вине пешеходов. Ведь водители проходят теоретический курс и практику в автошколах. Потому, садясь за руль, каждый водитель уже понимает характеристики и возможности авто.

Пешеход такими знаниями и навыками не владеет. Свой максимум теоретической базы они получают на уроках ОБЖД, изучая лишь 4-й пункт ППД. И пользуясь только приоритетностью пешехода, далеко не каждый всерьез относиться к переходу проезжей части. Тем более, помнит, например, по правой или левой стороне проезжей части он обязан двигаться вне населенного пункта, и когда необходимо использовать светоотражающие элементы одежды.

Но пешеходы являются такими же полноправными участниками дорожного движения, как и водители автотранспорта или велосипедисты. И согласно ПДД, имеют не только права, но и обязанности.

Например, пункт 4.10 ПДД гласит, что перед выходом на проезжую часть пешеходы обязаны убедиться в отсутствии приближающегося транспорта.

Пункт 4.13 ПДД прямо запрещает пешеходам выходить на дорогу, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения; внезапно выходить или выбегать на пешеходный переход; допускать самостоятельный, без присмотра взрослых, выход детей дошкольного возраста на проезжую часть.

Это по ПДД. А что гласит закон?

Для этого копнём в ст. 127 Административного кодекса Украины, где  оговаривается ответственность за действия пешеходов, велосипедистов, погонщиков животных.

Так, переход проезжей части в неустановленных местах или непосредственно перед транспортными средствами, которые приближаются, влечет  за собой предупреждение или штраф в размере трех не облагаемых минимумов доходов граждан — 51 грн. Это если пешеход был трезв. В состоянии опьянения штраф возрастает до 136 грн, при условии, что все закончилось хорошо для пешехода и других участников дорожного движения.

Создание пешеходом аварийной обстановки  влечет за собой штраф в размере 170 грн. Или общественные работы на срок от 20 до 40 часов.

Не смотря на незначительные суммы, в 2019 году за админнарушения по статье 127 было собрано более 1 миллиона (!) гривен. Для сравнения – в 2017 году таких штрафов было на сумму почти 873 тыс. грн, в 2016 – менее 300 тыс. грн.

По данным патрульной полиции, за 10 месяцев 2019 года в Украине по вине пешеходов произошло 579 ДТП с пострадавшими. Погибло 83 человека , травмировано — 533. Этих жертв можно было бы избежать при соблюдении пешеходами ПДД.

Перебегая дорогу в неположенном месте, пешеход создает аварийную обстановку. Водитель же, во избежание ДТП, может свернуть на другую полосу или выехать на встречную, что повлечет за собой  материальной ущерб, и возможно, унесёт жизни других людей. И в таком случае, пешеход хуже любого средства повышенного риска из-за неожиданности его маневра.

По словам инспекторов патрульной полиции, в разы больше случаев, когда выбежавший на дорогу пешеход не пострадал, но водитель, избегая наезда на него, врезался в другой автомобиль или ограждение. Теперь же доказать вину пешехода хоть и сложно, но более реально. Как и получить возмещение материального ущерба.

Чего боятся те, кто «против»

Не смотря на всю справедливость решения Верховного Суда, мнения граждан разделись. Более всего люди опасаются, что это повлечет за собой перекладывания ответственности. Но юристы утверждают, что даже после решения Суда, привлечь пешехода к ответственности будет не просто.

Для этого нужны весомые доказательства. Например видеозапись с регистратора или с видеокамеры, установленной на столбе или здании. Также помогут экспертизы, но они могут длиться годами. Посему, как и ранее, привлечь пешехода к ответственности будет не легко.

Зато информация о том, что, попав под колеса, можно еще и заплатить за ремонт наехавшего на вас автомобиля, распространится быстро. И станет дополнительным стимулом «посмотреть налево, потом направо», прежде чем переходить улицу.